Локомотив

Цель данного проекта – помочь пользователям в выработке оптимальных режимов ведения поезда, оценить влияние различных факторов. Программа «Вектрум» разрабатывается при непосредственном участии работников локомотивного депо и максимально учитывает их требования и с ее помощью можно произвести разнообразные вычисления. Например, оценить возможность остановки и последующего взятия поезда с места, определить степень перегрева тяговых двигателей, величину потерь электроэнергии в пусковых сопротивлениях.

В программе есть возможность задавать ограничения скорости по участку, самостоятельно корректировать режимы ведения поезда, определять степень и продолжительность торможений. В зависимости от выбранного типа локомотива есть возможность указания кратной тяги, а также величины пускового тока и рабочей характеристики в режиме тяги и рекуперации.

Результаты расчета выводятся на экран и могут быть представлены как в табличном виде, так и виде режимной карты. Еще одной особенностью программы является возможность вывода результатов расчета в виде диаграммы скоростемерной ленты используемой в скоростемерах 3СЛ2М.

Все графические варианты и табличные представления можно сохранить в файл для дальнейшего использования.


Режимная карта

Основные характеристики и возможности программы:

  1. Широкий выбор входных параметров для расчёта
    • Выбор тип локомотива, его секционность и величину пускового тока;
    • Учет температуры наружного воздуха в сопротивлении движению поезда, а также при расчете нагрева ТЭД. В расчете последнего используются также наличие установленной снегозащиты и наличие первоначального нагрева (без захода локомотива в депо);
    • Тормозные расчёты проводятся с использованием данных о количестве осей в поезде и количества в нем порожних вагонов;
    • Имеется возможность ввода ограничений скорости как с указанием километров на перегоне так и с выбором места на станции - путь или стрелки;
    • Есть возможность определить максимальное соединение ТЭД и указать ступень торможения с которой будут производиться расчеты;
    • Возможность формирования собственного участка пути, с указанием уклона и радиуса кривой;
    • Возможность добавления в участок пути "неправильных километров" - имеющих больше (или меньше) 10 пикетов в своем составе;
  2. Возможность корректировки режимов ведения поезда по результатам произведенных расчетов для произвольной точки пути
    • Изменить режим (тяга, выбег, торможение, ЭДТ);
    • Изменить пусковой ток, ток рекуперации, применяемую ступень торможения;
    • Изменить максимальное соединение ТЭД;
  3. Разнообразные, информативные, наглядные формы представления результата расчета
    • Сводные итоговые результаты;
    • Подробная информация о режиме, скорости, величине тока и нагреве ТЭД в каждой точке пути в табличном виде;
    • Наглядная информация о профиле пути, скорости, режиме движения поезда в виде режимной карты;
  4. Возможность сохранения параметров и результатов расчета
    • Введенные ограничения скорости, параметры локомотива, поезда можно сохранить для дальнейшего использования изагружать их при последующих запусках программы;
    • Сохранение для повторного использования набор изменений режимов движения поезда с возможностью их загрузки для повтоного использования
    • Сохранение результата расчета выводимого в табличном виде в файл для дальнейшего использования в программе Excell
    • Сохранение результата расчета в графическом формате в файл для последующей печати или обработки в графических редакторах.
  5. Низкое потребление ресурсов компьютера, возможность использования программы на устаревших и маломощных ПК
    • Процессор с частотой - 1ГГц
    • ОЗУ - 1 Гб
    • Дисковое пространство (не считая пользовательских файлов) - 2Гб
    • Монитор с разрешением 1024x600
  6. Расчет производится по параметрам заданным пользователем, а не по алгоритмам определенным разработчиком программы


Данную программу используют в самых различных вариантах. С использованием данной программы машинисты и другие работники локомотивного депо добиваются:


Студентам и учащимся данная программа может быть интересна как при изучении предмета Тяговые расчеты, так и при написании курсовых и дипломных работ.


Преподаватели при помощи данной программы могут значительно нагляднее демонстрировать действия сил воздействующих на поезд, например таких как:

Скоростемерная лента

На главную